Сергей Глебушкин —
собиратель русского народного костюма
Контакты
Одноклассники Facebook ВКонтакте

Статьи

Неувядаемый цвет старины (газета «Курская правда»)

Газета «Курская правда»№ 203 (24860), 18 сентября 2009 года

В Курском краеведческом музее областной Дом народного творчества открыл выставку «С верой по жизни в будни и праздники». Так назвал экспозицию, в которой представлен русский традиционный костюм 19-начала 20 веков, ее создатель московский коллекционер Сергей Глебушкин.

Сергей — уроженец Рязанской области, он с детства хорошо знаком с народной культурой, помнит старинные костюмы, которые носила бабушка: разные для работы и веселья, для горестных дней и радостных… Обосновавшись в Москве, Глебушкин стал участником фольклорного коллектива «Россияночка», с которым не расстается и поныне. У него и две дочери здесь.

Более двадцати лет Сергей ездит в фольклорные экспедиции, собирает песни, сказки, игры… Тогда же положено начало его коллекции традиционного русского костюма. Сейчас в ней свыше 200 полных костюмных комплектов Архангельской, Нижегородской, Белгородской, Курской, Тульской, Липецкой и других областей, а также отдельно головные уборы, в том числе платки и шали, и еще пояса, украшения из жемчуга и янтаря, рушники, скатерти, прялки, санки, куклы… Коллекция очень востребована в России и за рубежом, путешествует по разным городам и странам. В первый же день выставки в Курске ознакомиться с ней приехало руководство Липецкого Дома народного творчества, и Глебушкин тут же получил приглашение посетить этот город. По материалам уникальной коллекции издана роскошная книга, снят фильм.

Благодаря областному Дому народного творчества, которым бессменно около 30 лет руководит заслуженный работник культуры РФ Татьяна Быканова, и где фольклор четверть века курирует специалист Владимир Минский, куряне имеют возможность довольно часто бывать на фестивалях и конкурсах народного искусства, на выставках традиционных промыслов и ремесел, где в том числе можно полюбоваться старинными костюмами самых разнообразных уголков России. Но то ли потому, что Глебушкин выставил свою коллекцию в музее, где все пропитано былым, то ли от особой близости экспонатов, к которым можно подойти и пристально рассмотреть, они не только смотрятся по-особому, но создают невероятно благодатную ауру. Костюмы очень красивы — с их кружевами, вышивками, бахромой, золотым шитьем… Каждая деталь, характер рисунка, орнамент, цвет имеют свое символическое значение, но главное, та любовь, которая исходила от рук мастериц, выполнявших работу, и дошла до наших дней. Любое изделие мастера несет отпечаток его духовного мира, и насколько мир наших предков был полон любви ко всему сущему, очень хорошо на этой выставке чувствуется.

Сергей Глебушкин лично проводит посетителей по залам.

 — Данная экспозиция приурочена к принесению иконы Божией Матери «Знамение» Курская Коренная и 130-летию со дня рождения Надежды Васильевны Плевицкой, — рассказывает он. — Здесь представлены четыре типа костюма: девичий, праздничный, бытовой и кручинный, иначе горевой, печальный. Видите, сколько русских слов существует вместо заморского «траурный». В каждой коллекции присутствует красный угол с иконой Божией Матери, поскольку у русского православного народа ни работа, ни веселье не обходились без молитвы. Отсюда и название выставки — «С верой по жизни в будни и праздники». Девичий костюм венчает икона «Неувядаемый цвет», праздничный — Казанской Божией Матери, бытовой — «Спорительница хлебов», горевой — «Утоли моя печали».

Из рассказа Глебушкина узнаешь много нового или порядком подзабытого. О том, например, что кручинный костюм на Руси был белого цвета, а черный шарф как наиболее нарядный надевали в особо торжественных случаях. Жемчуг не возили из заграницы, а добывали в своих северных реках, существовал целый промысел. И что тогда уже головные уборы как произведения искусства оценивались по стоимости трех-четырех коров. До сих пор традиционный русский костюм вдохновляет на творчество современных мастеров, его начинают воспроизводить по новым технологиям из новых материалов.

Кстати, на выставке не обнаружилось курского костюма, хотя в коллекции у Сергея Анатольевича он, безусловно, имеется и в экспозициях в других городах непременно присутствует. А тут Глебушкин посчитал, зачем же в Тулу со своим самоваром, тем более что местный костюм на вернисаже хорошо представили два наших фольклорных коллектива — «Ларец» областного Дома народного творчества и «Дубрава» курской ДШИ № 4. Старинные песни в их исполнении органично вписались в атмосферу выставки.

Тамара Антипенко.

Новости и анонсы

С 19 сентября 2020 в Галерее Печатники работает выставка «Русская краса»
19 сентября 2020 г.

С 19 сентября 2020 в Галерее Печатники работает выставка «Русская краса»

Выставочный проект посвящен 175-летию Русского географического общества.

21 мая по 10 июля, г.Таганрог
28 апреля 2016 г.

21 мая по 10 июля, г.Таганрог

Россия полотняная. Выставка русского традиционного костюма XIX — нач. XX вв. из собрания Сергея Глебушкина…