Статьи
Наряды из бабушкиных сундуков
В рамках республиканского праздника «Усть-Цилемс-кая горка» в музее А. В. Журавского каждый день проходили различные мероприятия. В одном из его залов состоялось открытие выставки «Наряды из бабушкиных сундуков», о которой рассказал младший научный сотрудник этого учреждения Поздеев Игорь Николаевич. На выставке собрались гости из землячеств общества «Русь Печорская», жители села и района.
Важную роль в жизни усть-цилем играют традиции и обряды. Как сохранить и передать следующему поколению то, что так бережно хранилось веками? В музее собрана коллекция старинной одежды XVI века, которая демонстрируется по особым дням — праздникам. На сей раз были изготовлены манекены, на которых и были надеты женские и мужские костюмы. Особенно привлекают внимание своей красотой и роскошью женские. Игорь Николаевич отметил, что, говоря о женской одежде, нельзя сказать просто «наряд», это целый комплекс одежды, начиная от исподней рубахи и кончая рукавами, сарафаном, кофтой и платами.
Чтобы сшить весь этот комплекс, нужно было закупить много различной ткани. Раньше ее завозили водным путем с Чердыни, Выми, Вычегды, Пу-стозерска. Для рабочей, повседневной носки использовалась домотканная, простая ткань собственного изготовления. А из шелковых, плюшевых, бархатных, репсовых и парчовых шились дорогие праздничные рукава, сарафаны, фартуки, кофты. Для каждого случая — отдельное одеяние. Богато и красиво смотрелись сарафаны с рукавами, платы — ка-нафатный, самый дорогой, репсовый, парчовый. Как правильно сшить сарафан и все его элементы, по какому крою? Этот процесс тоже передавался из поколения в поколение, поэтому и сейчас в Усть-Цильме умеют шить такие наряды.
Игорь Николаевич подробно рассказал, что одевали раньше на богослужение, хороводы, свадьбу, чем отличался девический наряд от женского. Позумент, ластовицы, про-чва, хаз, повойник, кокошник, коротенька, шушун — сколько необычных для современного человека названий! Обязательное украшение к костюму — яркая брошь. Думаете, зачем? Оказывается, она не только признак достатка и роскоши, это очень сильный оберег. Глядя на нее, человек отвлекался от дурных мыслей. В качестве оберега от недоброжелателей используются цепи, на конце одной из них серебряный крест (он должен быть спрятан), плетеный из ниток мулине пояс.
Демонстрируя выставку, ведущий задавал вопросы, касающиеся представленных нарядов. Зрители задавали встречные. Например, Чупрова Зоя Федоровна, приехавшая из Нарьян-Мара, спросила присутствующих, в какой последовательности проходит процесс одевания. А это целая наука. И надо нам все это знать, чтобы передать потомкам.
Наряды предков, доставшиеся нам в наследство, мы одеваем по большим праздникам. Это кладезь русской старины. Выставки, которые организуются в музее, очень интересны и познавательны не только для гостей, но и для живущих в Усть-Цильме.
О. ИЛЬИНА.
В музее А. В. Журавского 11 июля состоялась выставка собирателя русского народного костюма С. А. Глебуш-кина «Традиционные костюмы разных областей России 19–20 вв.». Известный исследователь-этнограф представил публике традиционные женские костюмы 19 века Архангельской, Рязанской, Смоленской и Орловской областей. Открывая выставку, Сергей Анатольевич рассказал, с чего началось его увлечение, переросшее в дело всей жизни, которому он отдал уже двадцать лет.
Уроженец Рязанской области имел возможность с детства наблюдать красоту женских нарядов, в которые по соответствующим поводам облачалась его бабушка. Созерцание этой красоты с годами переросло в любопытство, а затем в профессиональное изучение вековых традиций изготовления и ношения нарядов сначала родной области, а далее всех областей России, где сохранились традиции и образцы костюмов.
В музее привезённые экспонаты соседствовали с усть-ци-лемскими нарядами и, несмотря на существенные различия, они стали органичным дополнением в целостность выставки. Сергей Анатольевич профессионально демонстрировал элементы одежды, характерные для всех костюмов. У неискушенных зрителей голова бы кругом пошла от специфической терминологии, но в выставочном зале собрались те, кто понимал слова душегрея, понёва, побойник, кокошник и т. д. В их глазах без труда читался живой интерес.
Исследования Сергея Анатольевича не ограничиваются лишь костюмами. Приходится вникать и изучать традиции, ведь у каждого костюма есть своё конкретное назначение, разграничение по возрасту и социальному статусу того, кто его носил. У многих элементов, деталей наряда своё конкретное назначение и смысл. Всё это исследователь излагает в книгах и журнальных статьях, периодически издающихся в России и за рубежом. Работникам музея С. А. Глебушкин подарил журналы «ДЕКО» со статьей «Собиратели и просветители. Коллекция народного костюма», «Чудесные мгновения» со статьей «Как сшить сал-тыковскую красную понёву», «Русский традиционный женский костюм», изданный им самим. По ходу выставки Сергей Анатольевич представил посетителям свою книгу-фотоальбом «Традиционный русский костюм».
В коротком пресс-релизе о Сергее Анатольевиче Глебушкине говорится: «…с детства проводя много времени у своей бабушки по материнской линии, Сергей проникся любовью к русскому фольклору. После службы в армии в 1985 году, как большинство его сверстников из провинции, приехал в Москву.стал участником коллектива «Россияночка». Занимаясь в коллективе, в нем проснулась непреодолимая тяга к русскому народному костюму, любовь и уважение к его величию и многообразию. Так Сергей Анатольевич стал собирать старинные, народные костюмы. В результате у него сложилась коллекция, которой может позавидовать любой этнографический музей. Коллекция собирателя русского костюма — одна из самых значительных, и сегодня, в начале XXI века, занимает особенное место. Сергей Анатольевич не только находит предметы и целые костюмные комплексы, приводит их в порядок, реставрирует и бережно хранит. Он активно занимается исследовательской и просветительской работой. Во многих городах нашей страны и за рубежом прошли выставки его коллекции, он постоянно участвует во всероссийских и международных фестивалях. Его деятельность отмечена множеством дипломов, похвальных грамот и благодарственных писем. Общероссийским общественным движением «Россия православная» Сергей Анатольевич награждён почётными медалями «Благодатное небо» (2003 г.), «За жертвенное служение» (2004 г.), Российским комитетом по сохранению культурного наследия при Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО — Дипломом за многолетнюю деятельность по сохранению и пропаганде традиционного русского народного костюма, Международным благотворительным фондом «Меценаты столетия» — медалью «Честь и польза» (2005 г.)».
После выставки Сергей Анатольевич рассказал, что это его первый визит в Усть-Цильму, но с нашими шедеврами костюмной культуры он познакомился три года назад во время фестиваля после общения с Татьяной Дмитриевной Вокуевой, нашей землячкой. До этого об усть-цилемских нарядах знал лишь по рисункам и фотографиям.
Насыщенность программы пребывания в Усть-Цильме и связанная с этим нехватка времени не давала гостю почувствовать душу Усть-Цильмы и её красочного праздника, но Сергея Анатольевича впереди ждали Петровщина и сама Горка, а ещё — купание в реке Печоре. Последнее для него стало своеобразным ритуалом, который он исполняет в любом посещаемом населенном пункте, где есть река.
А. ЛОБАЧЁВ.