Статьи
Мир женского костюма в «Галерее»
4 августа в выставочном центре «ГалереЯ» открылась выставка «Традиционный женский костюм середины XIX-начала XX вв.»
Гостей песнями да плясками встретил ансамбль «Гармония русского дома». Сразу после задорного выступления публику приветствовал сам коллекционер — Сергей Глебушкин. Несмотря на то, что работа с костюмами — не основной вид деятельности Сергея Анатольевича, он выполняет ее от души: занимается поиском, реставрацией одежды более чем столетней давности, ее исследованием и вопросами просвещения. «Редко сейчас встретишь бережное отношение к традициям», — делится своими переживаниями увлеченный собиратель народного костюма.
«Случается, найдешь в деревне сундук, а за ним никто не присматривает, вещи сложены, как попало, утеряны некоторые детали. Еще печальнее, когда сундук просто сжигают, как бабушкино старье. Но ведь мы не имеем права так обращаться с традициями — не мы их заводили, поддерживали в течение долгого времени».
То, чем занимается Сергей Глебушкин, очень востребовано — не только в России, но и в Китае, Франции, Болгарии, Чехии. Такое редко встретишь в музее. В волшебном мире этих экспонатов каждая деталь имеет значение и важный смысл. Внимательным образом посмотрев на костюм женщины, обращая внимание на цвета, орнамент, наличие дополнительных предметов одежды, можно было определить ее возраст, семейное положение, душевное состояние. Каждая мелочь считалась символом. С костюмом всегда было связано множество обрядов. Например, запрыгивание в поневу. Понева — поясная одежда, состоящая из трех полотен шерстяной ткани, собранных на шнуре. В разных областях данный обряд проводился либо во время свадьбы, либо в то время, когда девушке исполнялось 15–16 лет, и считалось, что она уже готова к семейной жизни.
Каждая новая находка — праздник для коллекционера. Однажды во время прогулки в деревне Сергей попросил брата догнать бабушку и спросить, не сохранилось ли у нее старинных русских платков. Брат вернулся недовольный — у нее только французские. Сергей бросился догонять. Дело в том, что французскими называли яркие красные платки производства братьев Барановых. Такие курьезные случаи бывают у Сергея Глебушкина постоянно. И благодаря знаниям своего дела и определенной доли везения коллекция продолжает пополняться. Более 200 экспонатов будут открыты взорам ижевских посетителей до конца сентября.